Тенгиз
Симашвили
[Издано: Тбилисский государственный университет имени Иване Джавахишвили,
Труды факультета гуманитарных наук и Института истории Грузии, т. XI, 2017]
Мною обнаруженные архивные документы
подтверждают, что Георгий Иванович Гурджиев в 1906 году жил в Грузии. [Тенгиз
Симашвили, «Георгий Гурджиев в Грузии (1906 год)», Тбилисский государственный
университет имени Иване Джавахишвили, Труды факультета гуманитарных наук
и Института истории Грузии, т. X, 2016] Следует также отметить, что
о пребывании и деятельности Георгия Гурджиева в Грузии в другие периоды времени
распространено множество взаимоисключающих сведений, абсолютное большинство
которых не имеет обоснования. Например, миф о том, что Георгий Гурджиев и Иосиф
Джугашвили - Сталин были семинарскими товарищами, фактически не
подтверждается архивными материалами.
В свою очередь, существуют
документы, отражающие пребывание и «деятельность» Георгия Гурджиева в Тбилиси в
1919–1920-е годы. Среди них особенно примечательным является основание
Гурджиевым и его «последователями» в 1919 году в Тбилиси «Института
гармоничного развития человека». В фондах Министерства образования независимой
Грузии сохранилось заявление его единомышленников об открытии данного
учреждения. [Центральный исторический архив Грузии, фонд 1935, опись 1, дело
728] Этот документ интересен тем, что в нём отражены цели и задачи данного
«образовательного характера учреждения». [Центральный исторический архив
Грузии, фонд 1935, опись 1, дело 728, стр. 2](По данной и другим темам,
связанным с Георгием Гурджиевым, можно ознакомиться с трудами историка, госпожи
Мананы Хомерики - Т. С.)
Указанный архивный материал я здесь
не рассматриваю, лишь отмечу, что в воспоминаниях «единомышленников» Георгия
Гурджиева так или иначе освещается данный период его пребывания в Тбилиси.
[Thomas and Olga Hartmann Our Life with Mr. Gurdjieff, Morning Light
Press, USA, 2011]
О создании в Тбилиси «Института
гармоничного развития человека» и основных направлениях его деятельности видно,
что тогдашнее грузинское общество было в той или иной степени осведомлено. По
крайней мере, в октябрьском номере газеты «Единство» за 1919 год было
опубликовано следующее заявление:
«В Тифлисе открывается Институт
гармоничного развития человека по системе Г. И. Гурджиева.
Улица Ольги, дом Мелик-Азарьянца № 3. Занятия будут проводиться утром и
вечером.
Предметы: гимнастика — ритмическая, лечебная, пластическая, античная,
джиу-джитсу.
(Георгий Гурджиев в своей книге «Встречи с замечательными людьми» писал, что
владел джиу-джитсу — одним из видов японской борьбы. После русско-японской
войны 1904–1905 гг. этот вид борьбы стал весьма популярным в России и также в
Европе — Т. С.)
Упражнения — для развития воли,
эмоций, инстинктов, мышления, памяти, внимания, слуха, голоса и т. д.
Средства для этого: практическое и теоретическое изучение:
1.
музыки,
2.
живописи,
3.
скульптуры,
4.
танцев
— восточных и европейских народов,
5.
языков
— русского, грузинского, армянского, османского, греческого, итальянского,
немецкого, французского, английского и других.
Домоводство — кулинария, кройка и
шитьё, экономика, стирка белья, глажка и пр.
6) ремёсла — столярное дело, сапожное дело, портняжное и др.
Лекции: психология, философия,
религия, педагогика, физиология, гигиена, эстетика и пр.
Руководителями института будут:
Жанна Зальцман, Матиньони, Т. Гартман, доктор медицины Чёрный, доктор медицины
Шернавиани, П. Д. Успенский, инженер Петров, В. В. Жуков и другие.
В начале занятий руководство
институтом будет осуществлять Г. И. Гурджиев, который временно находится в
Тифлисе. Подробные сведения можно получить на первых лекциях.
Детей и подростков в назначенное
время будут выгуливать гувернантки института, которые после занятий отведут
детей домой. В плохую погоду будут работать экипажи института.
Предварительная запись производится
в конторе Государственного театра с 11 до 1 и с 7 до 8 часов ежедневно до 3
ноября, после чего запись прекратится ввиду малых размеров здания.» (Стиль сохранён)
(Документ предоставлен молодым исследователем Иракли Хвадгияни -
Т. С.)
О
пребывании Георгия Гурджиева в Тбилиси писал также историк Александр
Кочлавишвили. Нам удалось найти его до сих пор неопубликованные статьи о
Георгии Гурджиеве. В статье на грузинском языке «Его подлинная личность
(реплика проф. М. Квеселаве)» Александр Кочлавишвили упоминает Георгия
Гурджиева и его «институт» в довольно негативном контексте. [Центральный архив
новейшей истории, отдел литературы и искусства, фонд 269, опись 1, дело 24,
стр. 1–26] (см. док.)
Дело в том, что в августовском №33
за 1967 год была опубликована статья Михаила Квеселавы «Кто был Георгий
Гурджиев?». В этой статье автор фактически информировал тогдашнее грузинское общество
о представлениях, сложившихся в Европе относительно Георгия Гурджиева. (По
моему мнению, именно эта статья в свою очередь положила начало мифам, созданным
в советский период вокруг личности Георгия Гурджиева, отклики которых мы до сих
пор встречаем в трудах некоторых авторов — Т. С.)
Очевидно, что взгляды Михаила
Квеселавы оказались неприемлемыми для Александра Кочлавишвили — одного из
первых следователей по делу Георгия Бербичашвили, арестованного в 1941 году по
обвинению в убийстве Илии, впоследствии занимавшего различные руководящие
должности в системе советской безопасности, а после смерти Сталина сменившего
профессию. (У господина Александра Кочлавишвили имеется довольно обширный,
также неопубликованный, замечательный труд, посвящённый убийству Илии, который
хранится в его личном архиве в Государственном музее грузинской литературы
имени Георгия Леонидзе. Здесь хочу особо подчеркнуть, что моё упоминание о его
работе в силовых структурах является лишь констатацией фактов и ничем иным — Т.
С.)
Переведённая на русский статья,
публикацию которой, как видно из документов, он в то время намеревался
осуществить в выходившем в СССР журнале «Иностранная литература», получила
изменённое самим автором название — «Георгий Гурджиев – Агент Царской Охранки»
(«Георгий Гурджиев – Агент Царской Охранки»). [Центральный архив новейшей
истории, отдел литературы и искусства, фонд 269, опись 1, дело 24, стр. 27–38]
(см. док.)
В обоих вариантах статьи, написанной
на грузинском и русском языках, Александр Кочлавишвили доказывает, что именно
Гурджиев был агентом царской тайной полиции и доносчиком авлабaрской
нелегальной типографии.
(Хочу отметить, что исследователь Ираклий Хвадгияни также считает Георгия
Гурджиева доносчиком авлабaрской нелегальной типографии, однако, на мой взгляд,
это не соответствует действительности. Какое из этих мнений является правильным
— думаю, на этот вопрос ответят последующие исследования — Т. С.)
Грузинская и русская версии
вышеупомянутой статьи Александра Кочлавишвили, помимо различий в названиях,
также частично отличаются друг от друга, однако в обеих высказаны достаточно
негативные суждения о деятельности Георгия Гурджиева в Грузии, в частности о «Институте
гармоничного развития человека».
Александр Кочлавишвили рассматривает
вышеупомянутую статью Михаила Квеселавы и с «марксистско-ленинских» позиций
«жёстко» критикует её, так сказать, «разрушает в пух и прах» «систему
воспитания» Георгия Гурджиева.
По словам Александра Кочлавишвили:
«То обстоятельство, что министерство просвещения меньшевиков позволило основать
в Тифлисе такой институт, который, как говорят, в силу какого-то недоразумения
существовал ещё некоторое время и в наш период, разумеется, вовсе не означает,
что „учение Гурджиева — „принцип“, на котором основывался этот институт,
является ясным, приемлемым и открывающим до сих пор неизвестные перспективы».
[Центральный архив новейшей истории, отдел литературы и искусства, фонд 269,
опись 1, дело 24, стр. 7] (см. док.)
Следует отметить, что, как видно из
трудов Александра Кочлавишвили, он знал людей, которым ещё памятно
функционирование «Института гармоничного развития человека» в Тбилиси. По его
словам:
«Заслуживает внимания один факт: к руководителю Тбилисского университета
обратились с ходатайством разрешить Гурджиеву прочитать лекцию в университете.
Руководитель университета счёл допущение Гурджиева, как аморальной личности, к
чтению лекции оскорблением для святого имени университета. Ещё один интересный
факт, характеризующий личность Гурджиева: один из грузинских деятелей привёл
его в грузинский клуб и показал. После ухода возмущённый привратник клуба
сделал выговор этому грузинскому деятелю за то, что он привёл Гурджиева в
ночной клуб. В некоторых тбилисских пригородах и теперь ещё можно услышать
выражение: „Ты не из гурджиевской школы, часом?“»
[Центральный архив новейшей истории, отдел литературы и искусства, фонд 269,
опись 1, дело 24, стр. 8] (стиль сохранён).
Выступая против воспитательной
системы Гурджиева, Александр Кочлавишвили тут же пишет:
«Гурджиевские „гипнопедические“ и другие аморальные сеансы создали в народе
весьма неблагоприятное мнение о Гурджиеве и его тбилисском институте. Поэтому
не случайно и то, что тогдашняя советская пресса назвала такую мошенническую
выработку воли „плаституцией“. Власти немедленно закрыли это легализованное
гнездо аморальности».
В русской версии указанной статьи же
отмечено, что:
«Организованный в период меньшевиков Институт гармоничного развития по системе
Г. И. Г. вскоре в народе стал именоваться институтом „пластистуции“».
[Центральный архив новейшей истории, отдел литературы и искусства, фонд 269,
опись 1, дело 24, стр. 12] (стиль сохранён).
Эти цитаты из грузинского и русского
вариантов статьи я привожу потому, что, на мой взгляд, наряду с другой
интересной информацией, в них содержится указание на одно весьма важное
обстоятельство: а именно, что в советский период в Грузии некоторое время как
бы продолжал функционировать «Институт гармоничного развития человека».
Дело в том, что согласно официальной
биографии Георгия Гурджиева, он и его единомышленники в мае 1920 года покинули
Грузию через город Батуми и отправились в Константинополь. После этого
официальные источники пребывания Георгия Гурджиева в Грузии уже не
подтверждают.
Для
того чтобы более ясно показать значение вновь найденных мною архивных
документов, приведённых ниже, хочу вкратце коснуться периода, предшествующего
приезду Георгия Гурджиева в Грузию. Известно, что начиная с 1912 года, а по
некоторым данным — с 1913-го, он начинает жить в центральных городах Российской
империи и приобрёл определённый авторитет в петербургских и московских
«интеллектуальных» кругах, среди тех людей, кто интересовался изучением
восточной философии и восточных «духовных практик».
После этого, в 1917 году, Георгий
Гурджиев в южной части Российской империи — недалеко от Ессентуков — арендует
дачу и приглашает туда «приобретённых» в Москве и Петербурге учеников. Затем он
перебирается в Туапсе, где остаётся несколько месяцев вместе с учениками и,
якобы под предлогом проведения поисковых работ по добыче золота в Кавказских
горах, использует полученное от большевиков финансирование, чтобы вместе с
учениками, а также членами своей семьи, переселиться в Кавказские горы и в 1919
году прибыть в Тифлис.
В архивных фондах Министерства
внутренних дел Грузии я обнаружил дело, хранящееся в материалах Аджарской ЧК
(Чрезвычайной комиссии), касающееся ареста Георгия Карапетовича Гурджиева и
гражданина Франции иранского происхождения Лутви Куци Абдуловича в Батуми по
обвинению в спекуляции золотом.
[Архив Министерства внутренних дел (архив безопасности), фонд 6, опись 1, дело
28911]
Документы, содержащиеся в этом
архивном деле, я здесь подробно рассматривать не буду, так как считаю, что они
требуют углублённого исследования. Отмечу лишь, что арест Георгия Карапетовича
Гурджиева и Лутви Куци состоялся осенью 1921 года, а именно в декабре. Из
документов также видно, что фактически они серьёзному наказанию не подверглись.
У Георгия Гурджиева, у которого, как следует из документов, в Батуми на
Маринском проспекте был магазин, конфисковали различное имущество, в том числе
ковры. Его самого освободили достаточно быстро, буквально через несколько дней,
а Лутви Куци — спустя несколько месяцев после ареста. Примечательно также, что
согласно этим документам, паспорт у Георгия Карапетовича Гурджиева был получен
в Сухуме в 1919 году.
Важно
следующее обстоятельство: как видно из этих материалов, возможно, мы имеем дело
с весьма интересной деталью из жизни Георгия Гурджиева. Привожу выдержку из
одного, на мой взгляд, достаточно любопытного документа. Это постановление
коллегии ЧК Грузии:
«9 апреля 1922 года. Ввиду того, что
обвиняемые являлись секретными сотрудниками ЧК Грузии (“секcот” — секретный
сотрудник) и в настоящее время они раскрыты (расконспирированы), а их
пребывание на свободе в пределах Закавказья серьёзно помешает работе ЧК,
обвиняемые Гурджиев и Замлинский должны быть высланы за пределы Закавказья».
[Архив Министерства внутренних дел (архив безопасности), фонд 8, опись 1, дело
2203, стр. 388] (см. док.)
Соответственно отмечу, что данные
материалы представляют собой весьма интересный, но в определённой мере и
противоречивый факт, связанный с биографией Георгия Гурджиева, так как, как известно,
он был сыном Ивана и, согласно официальным данным, покинул Грузию в 1920 году.
Хочу также указать, что
вышеупомянутый Лутви Куци осенью 1921 года доставил в Батуми на продажу
продукты из Константинополя морским путём. Примечательно, что история о разоблачении
подобного факта спекуляции золотом со стороны купца, прибывшего в Батуми из
Константинополя, косвенно подтверждается и в воспоминаниях известного чекиста
Евгения Думбадзе.
[Е. ДУМБАДЗЕ, «НА СЛУЖБѢ ЧЕКА и КОМИНТЕРНА» (ЛИЧНЫЯ ВОСПОМИНАНІЯ), издательство
«МИШЕНЬ», Парижъ, 1930, с. 106]
Вернёмся вновь к Георгию Гурджиеву.
В 1920 году его ученик Джон Беннет, встретившийся с ним в Константинополе,
пишет, что ему Гурджиева представил его коллега по британской разведке Уильям
Пиндер, который в период Демократической Республики Грузии отвечал за
безопасность нефтепровода Баку–Батуми и познакомился с Гурджиевым ещё в 1919
году в Тифлисе.
[J.G. Bennett, GURDJIEFF: Making a New World, USA, Reprint edition,
1992]
По словам Джона Беннета, Георгий
Гурджиев из Константинополя и Парижа часто отправлялся в страны Востока на
несколько недель или месяцев, якобы для посещения учителей различных
эзотерических школ. Он также пишет, что, несмотря на рекомендации таких лиц,
как он сам и Пиндер, британское посольство в Константинополе отказало Гурджиеву
в визе для поездки в Англию, так как его считали агентом большевиков.
[J.G. Bennett, GURDJIEFF: Making a New World, USA, Reprint edition,
1992]
Интересно, что в январе 1924 года,
когда Георгий Гурджиев вместе со своими учениками отправился в Америку, Уильям
Пиндер, полагая, что Гурджиев являлся секретным агентом, тщательно просмотрел
его личный архив.
[The Gurdjieff Legacy Foundation Archives, Frank Pinder (1882–1962), http://www.gurdjiefflegacy.org/archives/fpinder.htm]
Таким образом, очевидно, что для
лучшего изучения личности Георгия Гурджиева и его деятельности в Грузии
необходимо дополнительное выявление материалов в зарубежных архивных фондах с
целью идентификации фигур Георгия Ивановича Гурджиева и Георгия Карапетовича
Гурджиева. Однако, исходя из современной «практики» финансирования
исследовательских проектов в Грузии, для меня это — отдалённая и весьма
неопределённая перспектива.
George Gurdjieff in Georgia



No comments:
Post a Comment